Крепость, которая не сдается

Наше образование, пока еще остающееся одним из лучших в мире, непосредственно влияет не только на развитие науки, культуры, но и на состояние экономики, на социально-политические процессы. Какой быть школе на рубеже веков? Исполнит ли российское учительство, обладая громадным интеллектуальным потенциалом, свою великую историческую миссию?

     Расщедрилась природа и одарила теплыми и ласковыми весенними днями проходившую в на минувшей неделе в Москве выставку "Школа-2000". Издалека сквозь прозрачный Сокольнический парк виделся стеклянный выставочный павильон в праздничном убранстве и непрерывный людской поток. Учителя и директора школ со всей России маленькими группами и внушительными делегациями спешили будто на свой главный урок.

     В выставочном павильоне людская река растекалась ручейками: школьники деловито усаживались перед компьютерами и замирали в ожидании тестов. Учителя расходились по "мастер-классам". Родители будущих гениев искали "свою" школу.

     Понятно, что какие бы сложные проблемы ни одолевали наше общество, без школы, без знаний невозможно продвигаться вперед, к прогрессу. Об этом жаркие дискуссии у выставочных стендов, встречи педагогов за "круглыми столами", научно-практические конференции в залах им. Макаренко и Л.С. Выготского, представления инновационных проектов, конкурсы творческих программ. Многие стоят строчат на ходу в блокнотах: они понесут отсюда интересные идеи, все самое передовое и новое по всей России, по городам и весям.

     Огромен потенциал российского учительства, и все понимают, что сегодня у нас осталась единственная уцелевшая от "демократических" реформ надежная крепость, которая может спасти от гибели страну. Но празднично-деловую атмосферу не покидала тревога: что будет с нашей школой завтра?

     Советское образование, консервативное в самом высоком, стоическом смысле этого слова и даже несколько архаичное по сути своей, за что особенно резко обличается и высмеивается, давало не только определенную сумму знаний, но также воспитывало личность и гражданина. Не случайно все "реформаторские" годы педагогическая наука и советская школа избраны объектом постоянных нападок и неслучайно унизительной критике подвергается якобы дешевое в прошлом (это когда вся забота о школе, учителе и ученике лежала на государственный плечах!) наше якобы "казарменное", подогнанное под "стандарты" образование и, конечно же, "политизированное" порочное воспитание. А между тем в угаре "демократических" реформ задыхаются и закрываются одна за другой малокомплектные сельские школы, закрываются и распродаются помещения детских садов, сокращаются ставки школьных психологов и других штатных сотрудников.

     Нашу школу продолжают всячески изобличать в том, будто она не давала дорогу педагогам-новаторам, и представляют неким исключением из правил имена широко известных учителей и руководителей образования, оставшихся на слуху и в сегодняшней жизни. Среди продолжающих трудиться по-новаторски известные педагоги В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинин и многие другие. Они были услышаны и поддержаны в "казарменной" (по выражению "свободных" СМИ) советской школе. Но почему же сейчас, при всем обилии "демократических свобод", продолжают массироваться слухи о педагогической "несостоятельности" шаталовской науки учить успешно всех детей, без отбора? И почему сейчас, когда столько вьется споров вокруг "школ-парков", школ Монтессори, Вальдорфский и других, ранее нам неизвестных, вовсю заговорили о том, будто бы федеральный государственный лицей Щетинина "не оправдывает надежд" и будто есть намерение его закрыть? Может быть, отчасти по этой причине Михаил Петрович не приехал на выставку, к искреннему огорчению тех, кто непременно желал с ним встретиться, посоветоваться. Делегация "щетининцев" дипломатично ушла от объяснений, и я поняла, что мудрый и гордый учитель остался дома, в поселке Текос под Геленжиком, чтобы уберечь как можно дольше от пагубных разговоров и домыслов свою Родовую академию, ставшую его жизнью, им самим. И уж поверьте: ни при каких обстоятельствах, если, не дай Бог, доведется он не сдаст 350 воспитанников и коллектив единомышленников, не поступится ни честью, ни совестью, ни жизнью. И они также не сдадут его, своего Учителя, не сдадут и Отечество.

     - Противостояние между школой Щетинина и системой образования надумано, проблемы кажущиеся и на самом деле не существуют в действительности, - сразу отмел град первых вопросов заместитель директора Родовой школы из краснодарского края М.Ф.Тимерханов, руководитель делегации, к слову сказать, храбрый и мужественный Герой России, чемпион страны по русскому рукопашному бою. - Наш путь - не бороться с проблемой-призраком, наш путь двигаться вперед. Вы когда ни будь слышали, чтобы Михаил Петрович в ответ на обвинения его обвинял бы кого-то? И я не слышал, - закончил он под одобрительные аплодисменты собравшихся в центре выставочного павильона вокруг импровизированной сцены, сцены, на которой стояла в полном составе делегация "щетининцев". Они были прекрасны, молоды, искренни - педагоги, руководители предметных и проблемных лабораторий Г.О.Мациевский, Г.В.Нагдалян, Е.А.Артюшина, другие их коллеги и юные воспитанники. Каждый, в том числе ученик, мог ответить на любой задаваемы им вопрос, и они отвечали с полным знанием дела, дополняя друг друга. Нам, журналистам, давно привыкшим то ли в силу творческой профессии, то ли в силу общепринятого в редакциях обращения между собой по именам, резало слух, как маленький "щетининец", представляясь, непременно сообщал полностью свое имя, отчество и фамилию. Но ничего необычного не было в этом: следуя русской традиции, русский человек несет в своем имени родовую ветвь - имя отца, продолжает фамильный корень. Не какие-то безродные, на манер западных имен-кличек, а - Афанасьев Виктор Петрович, студент Армавирского педагогического института, учащаяся Антонова Антонина Антоновна. Оба они родом из Якутии, и еще несколько якутских ребятишек учатся здесь. Есть ребята из Башкирии, Татарии, Белоруссии, Украины... Одним словом, маленькая своя Россия - общий Родовой дом. Кстати, конкурс сюда каждый год около 2,5 тысяч (не опечатка!) на одно ученическое место.

     Хорошо, покойно и надежно живется им в это доме рядом с Михаилом Петровичем Щетининым.

     - Почему вам хорошо рядом с ним? - "пытаю" ребятишек и педагогов.

     Они говорят наперебой, потому что трудно объяснить несколькими словами смысл обучения и воспитания по Щетинины человеку не жившему их жизнью. Рассказывают о ежевечерних беседах у каминов, о работе на полях и в подшефной станице, о совместных научных разработках под руководством известного ученого-океанолога Ястребова, о планах творческого сотрудничества с академией имени Жуковского и еще о многом другом, необыкновенно интересном и захватывающем, что в каком-то обычном лицее или "элитно" гимназии и в голову не придет. Ну, например, был нынче под Новый год такой случай: привезли новогодние подарки ребятам. Как водится, обрадовались, а кто-то из своих сверстников вдруг говорит: "Слушайте, люди, у нас же с вами все есть! Что мы, конфет не едим или яблок с печеньем не видели? Подарим ветеранам войны!" Ребята подхватили: "Подарим! Подарим!" Сколько было радости, когда разносили праздничные кульки по домам и вручали ветеранам войны и труда! И вдруг улавливаю главную мысль: "Рядом с Михаилом Петровичем чувствуешь, что растешь. Растешь человеком нравственным, любящим Родину, готовым себя положить за Отечество и за други своя".

     Не случайно многие из воспитанников Щетинина выбирают педагогическую стезю. Юная Антонина Антоновна Антонова рассказала, что обязательно будет в родной ее Республике Саха якутская школа Щетинина. И башкирские дети мечтают...

     В нашем отечественном образовании заложены патриотические идеи, сложившиеся не только в годы Советской власти, а веками, ставшие сутью народа. Обопремся на духовное святоотеческое слово Сергия Радонежского, проникнемся тем, что учитель всегда был и остается в первую очередь воспитателем поколения, духовником. Это сейчас его пытаются превратить в "продавца знаний".

     - Понимаете, - волнуется Герман Олегович Мациевский, - учитель продолжает себя, свой народ. Общество наше сегодня тяжело больно, и вылечить его способны лишь учителя, взрастив достойных учеников, граждан, патриотов. До тех пор, пока образование и воспитание детей, подростков и молодежи не станет государственной политикой, нашему обществу не продвинуться вперед.

     Если бы это также отчетливо и ответственно представляла себе высшая законодательная и исполнительная власть! Власть, которая одной рукой подписывает Национальную доктрину образования, а другой отнимает у социально незащищенных педагогов и школьников учительские крохи и без того скудные ученические завтраки.

     И пока власть остается в преступном бездействии, школе приходится сдерживать натиск разрушающих общество и государство чуждых сил.

     ... Я уходила с выставки, когда миловидный агент по распространению рекламы и газет предложила мне ознакомиться с еженедельником "Иностранец". Обычно такого рода издания я не беру в руки. Но агент был была настойчива, я пожалела ее и уступила. на обложке с рекламой по доставке собачьего и кошачьего питания на дом крупным, бросающимся в глаза шрифтом было написано: "От русских сельхоз. рабочих не откажутся в Греции, от домработниц - в Испании и Италии, от посудомоек в Англии. А в Дании нужны девушки, помогающие семьям с детьми по хозяйству". Уж не филиал ли это нашего образования, а вместе с ним и России?!"

     Так имеем ли мы гражданское и нравственное право сдавать школы, оставшиеся в России нашими Брестскими крепостями?!

Советская Россия № 46, 20 апреля 2000

Луиза ГЛАДЫШЕВА   

На основную страницу

Hosted by uCoz