Восточно-Сибирская правда №№50-51, 20 марта 1999 года
Ливия КАМИНСКАЯ
Владимир Сергеевич Петров в Иркутске человек, что называется, свой. (Наверняка многие узнают его на фотографии). Здесь живет его мама, здесь он закончил институт иностранных языков и училище искусств по классу гитары. Распределился в самую что ни на есть глубинку - в Горный Алтай. Спустя четыре года вернулся в Иркутск, но, видно, запали в душу неповторимые алтайские места, и он снова возвращается в горную республику, в далекое село, что в 30 км от районного центра. Но уже не просто в школу, а с идеей, которая захватила его сегодня целиком, - построить, создать своими руками школу на основе гуманной педагогики, школу, как он называет ее, третьего тысячелетия. А первотолчком послужила встреча с Михаилом Петровичем Щетининым, замечательным педагогом, создавшим в Краснодарском крае "русскую родовую школу", которая сегодня приобрела мировую известность.
- Ну, хорошо, Володя, идея, может быть, и замечательная. Вот и реализуйте ее сначала на Алтае. Что же вас привело в родной город ?
- Чтобы было понятно, я для начала представлюсь. Я региональный представитель по Сибири Центра образования академика Михаила Петровича Щетинина и Издательского дома академика Шалвы Александровича Амонашвили. Мы на Алтае создали инициативную группу, разработали проект программы "Школа третьего тысячелетия" и считаем своей главной задачей создание филиала Центра образования академика Щетинина. Кстати, в создании этой программы непосредственно участвовали академики Щетинин и Амонашвили. Это столпы гуманной педагогики, очень близкие по духу люди. Пройден организационный этап, оформлены все документы, заключен со Щетининым договор о сотрудничестве и создании на Алтае головного филиала. Мы получили полную поддержку главы администрации района, где будет строиться школа, президента республики Горный Алтай, Министерства образования, даже председателя сельсовета. Сейчас наступает второй этап - строительство.
Но мне как иркутянину хотелось бы, чтобы и иркутские дети, дети моих друзей, знакомых, дети моих земляков учились в такой же прекрасной школе, какую создал великий, на мой взгляд, учитель - Щетинин.
- Что привлекло вас именно к его системе, в чем отличие его школы от нашей сегодняшней?
- Чтобы было понятней, я начну, пожалуй, с Шалвы Александровича Амонашвили, создателя концепции гуманной педагогики. Это доктор психологии, профессор, директор первой экспериментальной школы в Тбилиси, директор Тбилисского института педагогики, директор Академии педагогических наук Грузии. Сейчас он живет и работает в Москве, главный эксперт по народному образованию в Государственной Думе и единственный из академиков, как и Щетинин, получивший свое академическое звание, не сидя в кабинете, а за постоянную практическую работу в школе. Кстати, Михаила Петровича буквально заставили принять сан академика, от которого он отказывался несколько раз, возвращая решение назад, в Москву, потому что в составе совета были люди, которые много лет не давали ему работать.
Так вот о гуманной педагогике. Она идет на смену не оправдавшей себя авторитарной педагогике, когда ученика заставляют учиться, подавляется творческий потенциал личности ребенка. Цель гуманной педагогики - создать среду, в которой расцветает личность, творчество, индивидуальность. Преимущество этой методики Михаил Петрович Щетинин доказал на практике. Он шел к этому 30 лет. 10 лет назад его Центр образования утвержден как государственное общественно-образовательное учреждение, выполняющее государственный заказ на создание реальной модели непрерывного образования на первую четверть XXI века. И Щетинин блестяще исполнил этот заказ - его Центр образования признан лучшей школой не только в России - в мире.
Сегодня многие регионы - Белгород, Оренбург, Москва, Алтай - просят Щетинина открыть филиалы центра у них в области. С той же просьбой прислали к нему своих представителей Англия, Франция, Германия, Чехия, Хорватия, Малайзия и другие страны.
Чем слаба авторитарная педагогика, наша сегодняшняя школа? Она формирует калейдоскопическое сознание. Человек получает отрывочные, не связанные друг с другом сведения из разных областей знаний, не формирующие целостного гармоничного восприятия мира, целостного мировоззрения. Он не умеет связать части познаваемого в единое понятие о мире и скользит лишь по поверхности.
Школа Щетинина позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности ребенка, не просто получить на основе глубоких знаний целостное представление об окружающем мире, но и применить их в реальной жизни.
Дети, окончившие центр образования Щетинина - я имею в виду не только среднюю, но и высшую школу, потому что при центре работает около 10 филиалов элитных вузов, причем вузы борются за честь открыть там свой филиал, - получают образование в следующих областях юриспруденции, экологии, иностранных языках, строительстве, экономике, психологии, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и все педагогические специальности. Выпускник педагогического факультета (есть такой при центре) может один преподавать почти все школьные предметы.
Добавьте к этому прекрасное воспитание - они все поют, танцуют, рисуют. Они все удивительные патриоты России, великолепно знающие историю, географию своей страны.
- Это ваши личные впечатления? Вы знакомились непосредственно с работой центра?
- Сначала я увидел видеофильм о центре, снятый Натальей Бондарчук. После этого не спал три дня - это был шок. И когда я приехал туда, нисколько не обманулся в своих ожиданиях. Ощущение радости, счастья не покидало меня все это время. И самое сильное впечатление - я увидел, какие люди идут нам на смену! Отзывчивые, приветливые, доброжелательные, целенаправленно готовящие себя к служению отечеству. А какая тяга к знаниям! Какое радостное желание трудиться! К окончанию школы дети имеют 10-15 профессий.
В центре - интернатный тип обучения. Школа построена в сельской местности, в долине среди гор, месте удивительной красоты. При этом весь комплекс зданий - от проекта до внутренней росписи - создан ребячьими руками. Взрослые выступают только в качестве консультантов. Фантазия ребят беспредельна, и никто ее не ограничивает. А в результате вырос сказочный городок с классами удивительной красоты. Впрочем, тут нет классов в нашем обычном понимании. Это уютные комнаты, где как бы семья располагается за столом и размышляет - о математике, о химии, о литературе.
Дело в том, что в центре живут 300 человек - от 4 до 33 лет. Живет как бы одна большая семья. Щетинин считает, что человек должен воспитываться и обучаться в естественных условиях, как в семье, поэтому за классным столом сидят и семи-, и тринадцати-, и двадцатилетние. Здесь нет учеников и учителей. Есть друзья-ученики и старший друг-наставник.
Ведь наши дети как бы оторваны от жизни и помещены в искусственно созданную атмосферу школы. Здесь же учеба и труд текут непрерывно в течение дня, дети обучаются в самой гуще жизни. Может быть, поэтому учеба для них не наказание, а радость приобретения знаний, а труд становится счастьем творчества. Ведь у них в 7 подъем, а они уже в 5 все на ногах - читают, спорят, дискутируют, все чем-то заняты. Примерный распорядок дня такой: с 7 до 9 - учебный процесс, потом завтрак, с 10 до 12 - обучение, с 12 до 14 - свободное время, обед, с 14 до 19 - занятия, постоянный производственный труд. И спать ложиться не хотят, настолько им интересно жить.
- А как идет отбор детей в школу? Наверняка туда отбирается элита?
- Здесь учатся обычные дети, чаще всего с 10-11 лет. Когда ребенок учится успешно? Когда ему нравится, когда он хочет этого сам. По этому принципу и идет отбор. По поводу уровня знаний здесь никто тебя не тестирует. Дается испытательный срок, но с другой целью - как ребенок адаптируется в этой среде. Он просто живет в коллективе, и сам решает, остаться или нет. При этом обучение бесплатное.
- Но ведь в таком возрасте ребенок еще очень нуждается в опеке семьи. Эта оторванность его не травмирует?
- Но ведь я говорю - это делается с обоюдного согласия родителей и детей. А вообще, как раньше было в России? Закрытые элитные учебные заведения - тот же лицей или кадетский корпус? Зато эта система дает наиболее гармоничное воспитание и образование. Вы не поверите, ребенок там заканчивает курс средней школы за 2-3 года, в 12-13 лет. Кому не под силу, тот идет обычным путем. А выпускные экзамены становятся вступительными в тот институт, в котором он желает учиться. Можно учиться в двух институтах одновременно, это обычное явление в Центре образования. Одна из прекрасных сторон методики Щетинина - ребенок развивается в том темпе, который ему свойствен. Здесь не задерживают быстроходов и не поторапливают тихоходов. При этом никакого взаимного раздражения - доброжелательность и постоянная забота друг о друге.
Я был на занятиях и почти никогда не видел преподавателей моего возраста. Они в основном исполняют роль консультантов. А учебный процесс ведут свои студенты, которых здесь обязательно именуют по имени-отчеству, и старшеклассники. Причем уровень знаний у этих преподавателей таков, что чувствуешь себя рядом с ними невеждой. Дети обучаются по интегрированным программам, когда один предмет проникает в другой. Если это урок биологии, то это одновременно урок химии, физики, математики и даже древних знаний о мире. Может быть, ты и спец в какой-то отдельной области, но эти дети - синтетичны, с очень широким взглядом на мир.
- Я видела видеофильм о школе. Там мальчик 13 лет - Михаил Юрьевич - студент-второкурсник ведет занятия по физике. А мы без конца твердим об излишней загруженности детей в школе. Не слишком ли рано дети здесь расстаются с детством?
- У нас, по-моему, несколько искаженное представление о детстве, мы слишком продлеваем этот период своим детям. Он уже школу окончил, в институт поступает, а все - "ребенок".
А ведь на самом деле никакой ребенок не хочет оставаться маленьким, у него так ярко выражена страсть к взрослению, когда он произносит "Я сам!"
В школе Щетинина детям наиболее полно дают возможность реализовать это стремление. При этом никто никого ничего не заставляет делать. Закон свободной воли: от каждого - по возможности, по способности, каждому - по потребности. Кстати, потребности эти минимальны. Оказывается, не так уж много надо детям в материальном смысле - я не видел, чтобы девочки здесь красились или щеголяли в каких-то необыкновенных нарядах. Здесь почитается естественная красота. И глубокое взаимное уважение: девушек - к мужскому началу, юношей - к женской сути. Здесь воспитывается настоящий человек с большой буквы. Хотя, подчеркиваю, никто ни к чему их не принуждает. Они сами организуют свою жизнь, на принципах самоуправления. Детский коллектив организован не по классам, а по НППО (научно-педагогическое производственное объединение). Например, НППО "Святогор". Красиво, правда? Дети прекрасно знают нашу русскую мифологию, славянскую космологию. Они хотят помочь духовному возрождению России и сознательно готовят себя к роли лидеров во всех областях жизни - производстве, культуре, науке, не забывая при этом об обязанностях достойного семьянина.
- Володя, вы очень много говорите о воспитании патриотизма в школе, любви к России. И в фильме на этом сделан очень серьезный акцент. Нет ли здесь взращивания чувства исключительности своей национальности, из чего рождается чувство превосходства над другими нациями?
- Это исключено. Воспитанный в глубоком уважении к человеку вообще (а именно это происходит в школе Щетинина), он не сможет проявлять таких низменных черт.
Другое дело, что Щетинин считает, что настоящий человек не может состояться вне национального воспитания. Если он оторван от своих корней, если он Иван, родства не помнящий (я сейчас говорю не только о русской национальности), если он не знает истории своей страны, своего рода, своей фамилии, ему вряд ли будет дорого его отечество. Нравственные ценности не имеют национальности. И уважение к человеку вообще, любовь ко всему живому - признак высокой нравственности. Человек - как частица мироздания, а не царь природы. Когда мы добьемся этого результата в воспитании, тогда ни о каком шовинизме, ни о каком превосходстве одной нации над другой, и вообще над природой говорить не придется.
Щетинин создал модель русской национальной школы. Мы на Алтае создаем модель алтайской национальной школы. Завтра такая школа возникнет в Бурятии, но уже на основе бурятской национальной культуры. Но не в отрыве "от", а в тесном синтезе с опытом всей мировой культуры.
- Как финансируется школа? За счет каких средств существует?
- Во-первых, самофинансирование. Ребята очень много работают. И работают хорошо, так что хозяйства с большой охотой приглашают школьный коллектив на прорыв - уборку урожая, посадку картофеля. Школа сама выращивает пшеницу и рис. Строительная школьная бригада принимает заказы, у них даже свой бетонный заводик есть, автохозяйство. И все это делается с радостью и охотой, я видел это по их глазам, по их улыбкам. А сколько благодарных ребятам, Щетинину стариков-пенсионеров среди жителей соседних поселков! Им дети бескорыстно помогают посадить и выкопать картошку, снять урожай в саду.
Второй источник финансирования - обычный, государственный, как финансируются все школы. И, конечно, без помощи местной власти тоже не обойтись. Краевая власть обязала предприятия края отчислять 1% от налогов на образование в виде финансов, стройматериалов или другой продукции в фонд школы. Это тоже государственная поддержка. Впрочем, формы можно найти разные.
- Ваша программа - это внедрение точной копии Щетининской школы или у вас есть свои подходы?
- Мы стараемся подойти творчески. Но первоначальная цель, конечно, образовать филиал центра Щетинина - это стройная, мощная система воспитания и образования - научиться всему тому, что достигнуто им, и пойти дальше. Михаил Петрович говорит: человек не должен останавливаться на пути восхождения к вершине. Он должен идти все выше и выше. И сам он постоянно совершенствует свою модель, создавая филиалы в других местах. Первые его 70 выпускников станут теми кадрами, которые создадут эти школы на новых местах. Они разъедутся по 7-10 человек, чтобы стать началом, остовом школьного коллектива, а от желающих принять их, нет сегодня отбоя.
У нас в республике по нашему приглашению провел семинар Шалва Амонашвили. Он буквально перевернул сознание людей, занимающихся образованием. В республике создан координационный совет по гуманной педагогике и во всех, районах вплоть до самых отдаленных, образованы аналогичные лаборатории.
Мы уже продумали и вопросы самофинансирования. Планируем открыть несколько производств по выработке пищевых продуктов - из сои, молока, картофеля. Приобретаем для этого технологические линии. Есть и другие перспективные идеи. Пройдет год, и мы создадим этот центр на Алтае.
- Вы намерены ту же работу организовать и в Иркутске?
- Понимаете, время не ждет. Обстановка тяжелая: страдают учителя, страдают дети. Россия очень изменилась, а школа осталась прежней, хотя старая модель уже исчерпала себя и не в состоянии решать сегодняшние задачи. Щетинин правильно говорит: тысячами уходят творцы страны, не реализовав себя, и влачат жалкое существование. Кто за это ответит?
Центр Щетинина станет не только местом взращивания подлинных граждан отечества, но и бесплатным методическим центром для учителей - ведь и в сегодняшней школе можно уже внедрять какие-то элементы его модели. Пусть учатся, как за 20 дней дать детям курс математики средней школы. Вы улыбаетесь? Многие не верят в такие возможности. Но я видел это своими глазами.
Я в Иркутске уже разговаривал со многими людьми, которые готовы проводить в жизнь эту идею, - педагоги, воспитатели, ученые. Они составят инициативную группу и начнут эту важную для России работу. Мне удалось встретиться с рядом руководителей областного народного образования, договориться с губернатором области о встрече. Я надеюсь на понимание и поддержку. Скоро в Иркутск приедет Амонашвили. Талантливый педагог, я не сомневаюсь, сможет убедить нашу учительскую армию в необходимости этой работы.
Я искренне верю в духовный потенциал Иркутска и иркутян. И хочу, чтобы те, кто идет за нами, жили счастливее, радостнее, осмысленнее, мудрее нас. Образовательный центр Щетинина эти задачи решает.