Даже мне, стороннику здорового образа жизни, тщательного изучения истории своего рода и Родины, было многое непонятно в специфике лицея-интерната, расположенного в лесу близ Геленджика. Но его генеральный директор академик Российской академии наук Михаил Петрович Щетинин, задумчиво поиграв на баяне что-то лирическое, поднял на меня глаза, излучающие светлую, немного магическую силу: "Поживите у нас несколько дней, позанимайтесь с детьми, тогда все поймете..."
К большому сожалению, плотный график работы ансамбля песни и пляски "Пограничник Кавказа", с которым мы прибыли в лицей, не позволил нам воспользоваться гостеприимным предложением. Но кое-что понять удалось. И восхититься.
А какое другое чувство может возникнуть у человека, воспитанного в однообразных серых коробках детского сада - школы - института? Не зря ведь ученые предупреждают, что монотонность нашего панельного жилья влияет на психику. Здесь же, в сказочных теремах, созданных самими детьми, нет места угрюмой тоске, лжи, вражде. И хочется вместе со всеми желать другим здоровья: "Здравствуйте!" - вкладывая в это слово его действительно магический исцеляющий смысл.
Тем более что со стен лицея, пропитанных здоровым духом русского леса, из глубины веков мудро, добро, пристально на нас глядят наши пращуры. Вот, например, седой длиннобородый старец со свечой, плетью и филином: "Аз есмь росс ". Это - сварожье (мужское) начало, держатель духа. На противоположной стене - женский лик, мудрый и светлый, как бы вознесшийся над реками, озерами и лесами. Это Лада - женское начало славянского рода.
Особенно впечатляют надписи: " Рода русского солнце воссияет опять и Георгия сокол будет в небе летать" и "Жить России без ворога". Так и хочется воскликнуть, уподобляясь великому русскому поэту: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!"
Да, не зря Министерство образования РФ поручило именно Щетинину разрабатывать программу обучения ХХI века, предложившему модель русской родовой школы. Причем Михаил Петрович рассматривает Россию как славяно-тюркский монолит. Поэтому в лицее учатся ребята всех народностей дагестанцы, балкары, белорусы, молдаване... Много здесь и представителей Якутии, президент которой посещал лицей и решил создать нечто подобное у себя в республике. Тем более что "школа Щетинина" имеет сертификат ЮНЕСКО.
А поучиться обюрокраченной системе российского образования здесь есть чему. В лицее сумели создать такие условия, что любой пятиклашка, прибывший из обычной школы, может за два года успешно пройти курс средней школы. И получить затем сразу два(!) высших образования. Очень важно и то, что дети сами кашеварят на кухне, пекут хлеб, выращивают зелень к столу. И, конечно же, не помышляют о воровстве из кухонных котлов...
Есть в лицее своя пасека из 120 пчелосемей, цех по переработке лекарственных трав, большой рыбный стан на Черном море, "соевая корова" (аппарат для приготовления всяческих вкусностей из сои) и даже...
страусиная ферма.
Правда, лицеисты на общем собрании отвергли употребление мяса как вредного для здоровья, но это ничуть не влияет на их самочувствие и активность: вставая в полпятого утра, ребята до самого отбоя (21.00) сохраняют отличную работоспособность и усвояемость знаний. Причем дети не только учатся, но и работают в столярных мастерских, швейном цехе, на растворобетонном узле, пилораме. Ведь красочные уютные
терема они не только проектируют, строят, отделывают, расписывают. Может быть, бедные детишки действительно попали в лапы
мироеда-сектанта, нещадно эксплуатирующего труд юных созданий? Лично у меня такого впечатления не сложилось. Тем более что учатся здесь дети серьезных людей, в том числе и офицеров. К примеру, четырнадцатилетнего Диму Санникова привез сюда из Москвы его отец генерал-майор. И четверо детей дважды Героя России подполковника Марса Тимирханова не собираются менять лицей на что-либо другое. - Почему мы отдали сюда своих сыновей ? - переспрашивает подполковник Владимир Ширяев. - Во-первых, моя супруга Галина Владимировна - директор учебного отдела лицея. Но главное - здесь учат правильно жить в нашем обществе. Пусть не покажется высокопарным, но "лесная школа" прежде всего, прививает любовь к Родине. Кроме того, здесь, в отличие от любой городской школы, включают ребят в работу, приучают самостоятельно мыслить. Об этом же мне говорили многие лицеисты. Причем на "зомбированных сектантов" они вовсе не походили. Свободные, раскованные, но чрезвычайно вежливые, с живым блеском умных любознательных глаз, они охотно рассказывали и о причинах своего приезда сюда, и о жизни лицея. И конечно, удивляли. Например, двенадцатилетняя Аня Пастухова здесь всего полгода, но уже освоила полный курс химии и биологии за среднюю школу: - Срабатывает метод погружения. Это когда нравящийся мне предмет я "проглатываю" за неделю (к примеру, учебник за 6-й класс), а затем просто и доступно объясняю его содержание товарищу. Ему ведь важны не заумные фразы, а суть явлений, В свою очередь, он мне тоже "по-детски" рассказывает не нравившуюся мне ранее математику. И никакого страха перед "двойками" и наказаниями! А если голова устала, идем заниматься рукопашным боем или хореографией. - Услышав, что есть такая необыкновенная школа, - рассказывает Иван (фамилию он попросил не называть), - мы всей воскресной старообрядческой школой приехали посмотреть. Поразило, как здесь ребята ясно думают! А терема строят даже девчата и малыши. И все какие-то реактивные, способные быстро переключаться. Очень вежливые: здороваются, сколько бы раз ни увиделись. Вот мы и остались: родители - помочь в стройке, а я, два брата и сестра - учиться. Михаил бросил Краснодарский сельскохозяйственный институт и поступил здесь на истфак. Два года назад он здесь же женился и уехал к родителям. Там работает и учится.
Сам Иван (ему 18 лет) совмещает обучение на втором курсе Армавирского пединститута и на первом - Академии архитектуры я художеств (г. Ростов): - Как успеваю? Встаю пораньше и, если надо, позже ложусь. Но контролирую себя, не допускаю перегрузок. Кроме того, помогают "активные перерывы" - рукопашный бой и хореография. А ещё я люблю заниматься резьбой по дереву. Свое будущее Иван представляет только с погонами на плечах: "Буду там, где больше нагрузок. Служить, так служить!" Очевидно, станет военным, продолжив путь своего погибшего отца - полковник ВДВ, и младший урядник, инструктор рукопашного боя Виталий Чумаков. Сейчас он оканчивает исторический факультет Армавирского пединститута, одновременно обучаясь на 1-м курсе Ростовской академии, архитектуры. Сюда Виталий приехал девятиклассником обычной школы, чтобы подготовить о необычном лицее телерепортаж для Приморско-Ахтарского телецентра. Да так и остался, найдя здесь и свое счастье - красавицу Катю (она из Питера). Эту прекрасную пару мы сразу заметили, когда они зашли в "главный" терем лицея, осенившись крестным знамением.
- Почему крестимся? - переспросил меня статный девятнадцатилетний парень. - Так казак ломает папаху перед иконой, женщиной и за столом. Все мы православные! А казак - свободная, государственная личность.
Сам потомственный казак Михаил Щетинин поддерживает казачье движение и в самом лицее, и в поселке Текос. А преподаватель математики Иван Тесля даже стад начальником штаба хуторского общества "Спас". Наиболее отличившиеся казаки "лесной школы" входят в особую "Волчью сотню", которая охраняет лицей и проводит занятия по системам выживания и рукопашного боя. Курируют ребят основатель "русского стиля" Кадочников и его лучшие ученики.
Причем от парней не отстают и девчата. Например, заместитель генерального директора по работе с лицеистами Елена Бекчаева не только студентка 1-го курса Ростовской академии архитектуры, но и инструктор рукопашного боя. Любопытно, что дед этой милой ашхабадской девушки был прокурором Туркмении, а предки по линии другого деда включают и ...Степана Разина! - Наш рукопашный бой - это не драка, - утверждает она.
- Наша задача - устранить агрессию. Поэтому мы не устраиваем состязаний или чемпионатов даже по футболу. Зачем поощрять агрессивность? Главное для нас - духовность, близость к природе.
- Знаете, как приятно утром пробежаться по лесу! - добавляет директор лицея химиков "Сура" Надежда Пряхина. - Птицы поют, листва шелестит, ручей звенит и так душе приятно. Вы никогда зорьку не встречали? Эго ж такое чудо!
Девушка так влюблена в природу, что однажды гости лицея приняли ее за легендарную Анастасию из книги Владимира Мегрэ. Сам автор тоже приезжал схода и остался доволен этим уголком чистоты и целомудрия.
Надо сказать, что все должности здесь - выборные, приучающие ребят к самостоятельности, ответственности, инициативности. Лицей действительно отвечает своему названию и предназначению комплексного формирования личности детей и подростков. Это подтвердили мне и профессор новороссийского филиала Кубанского государственного технологического университета, руководитель Черноморского отделения комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Юрий Агишев, и командование ближайшего пограничного отряда, мечтающего получить на заставы отлично подготовленных к службе лицеистов.
- У вас, как у пограничников, очень остро развито чувство Родины, - считает академик Михаил Щетинин. - Мы считаем фундаментальным мотивом развития личности пушкинское определение: "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы". Если такой мотив отсутствует, то нет и личности. Человек не представляет собой лицо рода. Он просто случайность, пыль на дороге. А вот когда я от рода иду, тогда я - Человек с большой буквы.
Дети - это память рода. Видите, как наши ребята отличаются от "обычных" школьников? Они смотрят оттуда, из глубины веков, ощущая себя личностями. Мы даем им высшее образование, но центральный предмет - история. Главное ведь знать, ведать историю своего Отечества. И не просто знать, но чувствовать, любить.
Михаил Петрович считает своим главным долгом формирование у детей державного мышления, умение строить нашу великую многонациональную Россию. Насколько успешен его метод, покажет время. Но пусть сбудется исполненное хором ансамбля песни и пляски "Пограничник Кавказа" многолетие ему и его делу: "Многая лета, многая лета!"
" Граница России" № 20, 2001 г.
Петр ИЛЮШКИН.