БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

Школа новой элиты

 

     В новый век - с новой элитой

     Образовательную систему, созданную Михаилом Щетининым, некоторые специалисты называют философской. Главная ее задача - сотворить цельную, творческую, обладающую системным мышлением личность. Воспитанники Лицея резко контрастируют с представителями современного “поколения MTV”. Когда щетининских ребят спрашивают о том, какова их главная цель, они отвечают - служение России. Можно уверенно утверждать, что благородный девиз Царскосельского лицея “Для общей пользы” стал девизом Лицея в Текосе.

     Государственный общеобразовательные Лицей Министерства Образования, так официально называется школа М.П. Щетинина, являющийся интернатом. Это позволяет обеспечить детям возможность жить среди кубанской природы, вдали от разлагающегося алкогольно-наркотического влияния улицы. Стоить отметить, что обучение в интернатах являлось традиционным для русского дворянства Противниками этой формы обучения стоит вспомнить выпускников Царскосельского лицея и многих других, менее знаменитых учебных заведений, которые убедительно доказали ее чрезвычайную эффективность. Вспомним поэта А.С. Пушкина, журналиста А.А. Дельвига, писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, Генерала В.Д. Ольховского, министра иностранных дел А.М. Горчакова и многих других выпускников пушкинского Лицея. Да, это была элита, в лучшем смысле слова. Ни у кого не повернется язык сказать, что они были “лишены детства” или плохо “адаптировались в социуме”.

     Важнейшей чертой текосской школы является воспитание в детях общинного мышления, умения жить и плодотворно трудиться в коллективе. Лицеисты учатся вместе работать, вместе учиться. Наблюдатели отмечают, что эти качества заложены в русской генетике и нужно уметь их только разбудить. Они так же отмечают, что всех выпускников объединяет знание истории, любовь и уважение к прошлому своей Родины.

     Важно и то, что в Лицее никого не учат любви к Родине, не читают нравоучений. Высокие моральные принципы питомцы лицея усваивают в силу того, что согласно этим принципам живет сам Лицей. К детям здесь относятся с большим уважением, в них верят. Интересно, что здесь принято называть всех по имени-отчеству, не зависимо от возраста. Это делается для того, что бы повысить самооценку ребенка. Неудивительно, что из выпускников Лицея вырастают люди, обладающие чувством собственного достоинства, что сегодня редкость.

     На созидание творческой личности, а не пассивного носителя несвязанных осколков информации, рассчитана вся методика обучения М.П. Щетинина. В ее основе лежат четыре основных принципа: равномерное распределение нагрузки между полушариями мозга, “погружение” в материал, “педагогика сотрудничества” и системность мышления.

     Как известно, полушария человеческого головного мозга выполняют разные функции. Левое отвечает за логику и схематическое мышление, правое за эмоции и образное мышление. Традиционно, в школе перегружается левое полушарии, правому же полноценно “реализоваться” не дают. Поэтому в школах отмечается резкое ухудшение здоровья и успеваемости детей. Правое полушарие отвечает еще и за творческое мышление. Оставляя его без должного внимания, детей приучают действовать по заранее заданному алгоритму. Такой человек становится своеобразным зомби, живущим по раз и навсегда усвоенным правилам. Во многом по этому, по данным социологов 68% учащихся предпочитают пассивно впитывать информацию. Смотреть телевизор или слушать радио, и собственная интеллектуальная активность стремиться “к нулю”

     И не мало важно и то, что “левополушарность” современного образования мешает эмоциональному развитию ребенка заинтересованностью и положительными эмоциями. Согласитесь, что привычный стимул - школьная оценка - чаще всего источник отрицательных эмоций или самоцель, но не стимул к получению твердых знаний.

     М.П. Щетинин сумел переломить эту устоявшуюся практику. В его Лицее дети прежде всего учатся “правополушарнаму” - творческому и активному подходу к жизни. Этому служат как специальные занятия, развивающие образное, творческое мышление, так и весь уклад Школы. Необычные здания, открытые учебные площадки, настенная роспись, подвергающее в изумление гостей Лицея - во всем этом великолепии чувствуется невероятная тяга к прекрасному. Изумление нарастает, когда гости узнают, что все это спроектировано и сделано самими учениками! Трудно поверить, что еще совсем не давно на месте этого, сказочного по своей красоте детского городка, был обыкновенный пустырь. М.П. Щетинин считает, что творческий труд, по принципу “сам придумал - сам сделал”, есть неотчетливая составляющая образовательного процесса, позволяющая маленькому человеку поверить в свои силы. Он уже ни когда не станет слезливой “жертвой обстоятельств”. С другой стороны, способность к честному труду есть признак здоровой генетики и психики. К тому же, каждый выпускник, помимо одного или нескольких образований, получает до 15 разнообразных “прикладных” специальностей, столь необходимых в повседневной жизни. Это тот багаж, который ни когда не будет лишним грузом. Высшее образование воспитанники М.П. Щетинина получают в филиалах Ростовского архитектурно-строительного университета, Шуйского и Армавирского педагогических институтов, Санкт-Петербургской академии физической культуры, которые работают на базе Лицея. многие продолжают обучение в аспирантуре. Диапазон специальностей включает в себя биологию, химию, математику, психологию, архитектуру, строительство и многое другое.

     Замечательной особенностью текосской школы является то, что большинство детей в возрасте 10-12 лет уже осваивают школьную программу. Столь феноменальных результатов позволяет достичь разработанная за многие годы кропотливой экспериментальной работы методика “погружения” обучаемого в интересующего информационный слой. Опыт педагогов Лицея показывает, что частое переключение с одного предмета на другой, как это обычно происходит, препятствует качественному усвоению материала, утомляет и снижает поисковую активность ребенка. Но при “погружении” в предмет, при котором уроки “основного” перемежаются с уроками, активизирующими образно-эмоциональное мышление, этого не происходит. В основу методики “погружения”, как способа познания, легли исследования А.И. Ухтомского, П.М. Эрдниева, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили.

     Вопреки распространенному мнению, после “погружения изучение предмета не заканчивается. Повтор , вернее переосмысление, пройденного материала проводится многократно. Причем каждый очередной раз требует более высокого качества понимания учебного материала. ребенок последовательно оказывается в трех разных ролях: ученика, учителя, методиста. Это означает, что он должен не только твердо знать предмет и ясно объяснять его товарищу, но и разрабатывать методики, по которым эти предметы будут изучать остальные. Качество необходимых для этого знаний явно не вызывает не каких сомнений . Это как раз то, что современная наука называет “педагогикой сотрудничества”, она же является может быть самым перспективным направлением современной педагогики. “Мы мало учились в классах, но в чтении и беседе при беспрестанном трении умов” - так Модест Корф, в своих воспоминаниях о Царском селе, сам того не зная, выразил ее основной принцип.

     Напряженный режим учебы, которая начинается в 5.00 и заканчивается в 21.30, не вызывают перенапряжения и стрессов у детей. Самым удивительным доказательства этого являются они сами. Один взгляд на текосских лицеистов устраняет все вопросы. Самым убедительным доказательством этого являются они сами. Эти пышущие здоровьем и силой ребята на “переутомленных” явно не похожи. Секрет прост: как известно, отдых есть смена деятельности. Обычный городской ребенок, в лучшем случае, “отдыхает” сидя у телевизора с очередным американским боевиком. Щетининские ребята ведут активный отдых, с пользой для здоровья. Плановые занятия и свободные минуты заняты народными танцами и русским рукопашным боем, которые проводят опытные специалисты. Практические все занятия проводятся на открытом воздухе. В основу методики обучения рукопашному бою положены разработки по системе подготовки “Росс”. За счет использования резервных возможножностей человека эта уникальная система позволяет в максимально сжатые сроки подготовить высококлассного специалиста - рукопашника. Каждый из выпускников свободно владеет несколькими разновидностями оружия. В этой области текосские питомцы дадут фору любому спецназу. Не даром после выпуска многих из них охотно берут в Вооруженные Сил, Внутренние Войска, спец органы. Но не только туда. С одинаковым успехом щетининские ученики трудятся в банках, коммерческих организациях, медицинских учреждений и, конечно, учебных заведениях. Филиалы школы Щетинина создаются по всей России: в Башкирии, Якутии, Белгородской и Курганской области.

     Ключевым свойством, отличающим образование, которое получают дети у М.П. Щетинина, от “среднестатистической” является его системность. Выпускник обладает не только целостным мировоззрением, но и системой глубоко взаимосвязанных знаний. Детей постоянно приучают “зрить в корень”, видеть общие закономерности в разных предметах, искать смысл и систему во всем. Выпускник Щетининской школы не будет обладателем “осколочно-урывочного” знания. Важно, что у детей не глушится, а усердно развивается природный Импульс к познанию мира. Они умеют познавать законы, воздействовать на причины, а не жертвой последствий. Возможно, именно они новые Люди новой России.

24.05.2000 09:35 Сергей Шувалов

ИА “ТЭНГРИС”

На основную страницу

Hosted by uCoz