Главное педагогическое чудо планеты

Имя Михаила Петровича Щетина принадлежит к блестящей плеяде педагогов-новаторов, которую с изумлением и радостью открыло для себя общество благодаря печати и телевидению. Их появление в наше время не случайно: поиски М.П.Щетинина созидают новую педагогику - педагогику сотрудничества - в противовес той "педагогике застоя", которые долгие годы обслуживала схоластику и начетничество в важнейшей отрасли общественного знания - науке о том, как растить человека. В этом драматическом противостоянии рождается новая школа на основе равноправия детей и взрослых - взамен школы канцелярской скуки, подавления личности ребенка и педагога, что одержит верх? Вопрос тревожный, ведь эксперимент Щетина по созданию школы 2000 года уже много лет закрывали, а тем временем не прекращаются попытки дискредитировать идеи и личность новатора...

 Огонек № 29, 1987

Лесное чудо или чудо лесное

Михаил Щетинин - сектант-новатор?

... школа в Текосе обладает чертами тоталитарной секты(?!)

... замкнутая на себя система, которая потребляет то, что порождает.

Щетинин - фигура абсолютно знаковая. Сегодня мы позволим "инспекторам в рясах" закрыть Щетинина, а завтра обычные инспектора закроют все без исключения "другие" школы, частные лицеи и гимназии.
Прошу Щетинина, Асмолова, Тубельского, Амонашвили и других не зачислять "Огонек" в число своих заклятых врагов. Мы только начинаем разговор о новой школе.

Огонек № 8, 2000

Слух о Текосе уже прошел по  всей Руси великой. Центр развития личности (Школу Щетинина) те, кто побывал в этом удивительном месте под Геленджиком, называют Главным педагогическим чудом планеты. В редакции скопилось огромная коллекция фильмов, фотографий, текстов о Текосе - в основном восторженных. Мы давно хотели стать информационным представительством этого загадочного места в органах СМИ.

Педагогический калейдоскоп, №31, 1998

"Ваша Родовая школа - это путь развития отечественного образования и воспитания в XXI веке. - таково мнение первого заместителя главного редактора" - таково мнение  первого заместителя главного редактора  Сергей Переверзенцев "Роман - газеты XXI век" .

Щетинин, с нашей точки зрения, совершил величайшее образовательное открытие. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом острове, что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, программа, учебные предметы здесь есть, ребята изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом. 
Все говорят о том, что дети разные и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование.
Кто смог такое сделать?
Это представить себе трудно, а не то что придумать и осуществить.
Конечно, Щетинин – гений. Конечно, Михаил Петрович – художник, мыслитель, выдающийся деятель нашей культуры.

Александр АДАМСКИЙ    Первое сентября  №27, 2000

Три дня в новом измерении педагогики

На пустом месте (в прямом смысле этого слова, ибо нынешняя школа Щетинина построена на пустыре) состоялась совершенно новая организация педагогики. Я специально написал “новая организация педагогики”, а не “новая педагогика”, потому что, конечно, школа Щетинина возникла не на пустом месте и педагогика здесь самая что ни на есть классическая, основательная, подготовленная периодом бурного педагогического ренессанса, который посчастливилось пережить нашей стране в предшествующие тридцать лет. По сути, там, в Текосе, я впервые по-настоящему поверил в нашу педагогику, ощутив ее потрясающую глубину, проницательность, действенность, целостность, повернутость к ребенку. На мой взгляд, главная особенность школы Щетинина заключается в невероятном бесстрашии перед любым делом, которое, наверное, распространяется на детей и их старших товарищей от самого Михаила Петровича Щетинина. Дети в школе Щетинина действительно могут все. У Щетинина все учителя в чем-то Шаталовы.

Главный редактор Артем СОЛОВЕЙЧИК   Первое сентября №28, 2000

Не может быть

Целую неделю, вернувшись из Текоса, я, кажется, только и доказывала, что действительно видела то, о чем рассказываю. "Не может быть!" - убежденно отмахивались все - как закоренелые скептики, так и непробудные идеалисты. Причем последние отказывались верить даже с большей категоричностью, если не сказать - яростью. Чистый родник, сотворенный руками Человека посреди обезображенной человечеством природы, - вот что такое эта Школа. Молва, перебивая сплетню, уже разлилась по свету. В маленький кубанский поселок Текос то и дело звонят и едут, в приемной Щетинина не прекращается толкотня, везут детей, умоляют принять. На вывешенное у входа объявление, что приема нет и не предвидится, не обращают внимания. На одно лишь гипотетически свободное место скопилось к августу почти 3,5 тысячи заявлений

соб.корр."ЛГ"  Ирина КИРЬЯНОВА. Литературная газета  №34-35, 1998 

Я был поражен оказавшись в центре древне русского поселения, состоящего из изящных теремов с устремленными в беспредельное голубое небо башенками и шпилями, опоясанные галереями и верандами, причем выстроенных по проектам, созданным в собственной архитектурной мастерской. Как не похожи силуэт этого фантастического поселения, четко вырисовавшегося на фоне кавказских предгорий, на силуэты стандартных коробок московских школьных зданий, распластавшихся у подножий столь же уродливых коробок многоэтажных жилых корпусов! До боли мне обидно за наших городских ребятишек, обреченных на пожизненное лицезрение этих убогих пейзажей.
Но главное не это. Главное широко распахнутые глаза улыбающихся, просто светящихся от радости ребят.
Мы, два умудренных жизнью российский педагога (Дмитрий Зуев, член-корреспондент РАО, профессор и почетный академик РАО, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили) были поражены глубиной знаний и умением четко и последовательно вести научную дискуссию по проблемам порой выходящим за рамки обязательной школьной программы, учащимися самого различного возраста! 
Впервые наглядно ощутил я практические возможности, открывающиеся перед школой в процессе совместного обучения детей различного возраста.

Дмитрий Зуев Учительская газета № 18, 1999 

 

Утверждение прекрасного во всем

Всякие попытки применить научные способы системности оказываются несостоятельными. Но если даже от Щетинина не останется потомству ни одна книга, то все равно, он открывает путь к восхождению педагогической мысли так же, как, не оставив ни одной книги, великий Витторио де Фельтре более чем 550 лет тому назад своей "Школой радости" дал импульс гуманной педагогической мысли; сила этого движения не иссякает до сегодняшних дней, не иссякнет и в будущем. Щетинин со своими мыслями и делами есть исключение в нашем нынешнем образовательном мире, и он же норма будущего. Самое главное основание щетининской школы - это утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком. В школе Щетинина учат тому, что владение способами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины. Никто из школы Щетинина никогда не воспользуется своими высокими умениями рукопашного боя, чтобы мгновенно сбить с ног ради наживы, ради корыстных целей. Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием. И дети обретают здесь и дом родной, и радость жизни.

Шалва АМОНАШВИЛИ    Первое сентября, №51, 1999

 

Не лучше однажды самим увидеть сияние детских глаз, чистоту душ и пламенность юных сердец? Многие из 15-летних выпускников вузов, двадцатилетних аспирантов, учащихся щетининской школы - экономистов, педагогов, инженеров, архитекторов, других молодых ученых - совершенно серьезно и ответственно говорят о скором из участии в государственной, политической и экономической жизни России. И порою просто чудом в наши дни кажется их горячая и бескорыстная любовь к Родине. Сказочный остров посреди враждебного океана? Во многом верно. "Океан", безусловно еще враждебный.

Алексей СУХОРУКИХ    Газета "Берег" г. Воронеж 8 августа 1999 года

 

Hosted by uCoz